Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Опубликовано: 24 сентября 2011 г. 18:00
Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Автор: Харченко Елена Владимировна. Мастер декоративно-прикладного искусства, член НСМНМУ

Фрагменты из книги "Мистецтво петриківського розпису" (на русском и украинском языках)

Блог автора

Одним из основных законов композиции петриковского рисунка является его целостность.Такому восприятию помогает применение определенных правил, приемов и средств, в частности, таких : каждая композиция должна быть уравновешена в заполнении листа крупными и мелкими деталями, цветовыми пятнами, которые в петриковской росписи традиционно являются контрастными, наблюдается уравновешенная симметрия или асимметрия.

Действуют также законы типизации и контрастов. Типизация проявляется в том, что через характерный растительный элемент, благодаря его стилизации, передается типичное и общее в изображении флоры и фауны. Закон контрастов прослеживается через контрасты величин (наиболее крупные элементы располагаются в композиционном центре, а мелкие - по краям), через цветовые контрасты теплых и холодных цветов (красного и зеленого, синего и оранжевого и др.), через контрасты объема и плоскости (переходный мазок, просвечивание белого цвета основы, блики создают некоторую объемность отдельных элементов на фоне плоскостного решения композиции в целом). Все это мы видим на картине художницы Н.Шулик "Декоративное панно", 1968.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Кроме законов, подчиняясь им, действуют также определенные правила композиции. Наиболее важными среди них являются правила передачи ритма, симметрии или асимметрии, выделения композиционного центра.

Ярким примером передачи ритма в росписи являетяся композиционная схема " бегунец", иначе - "фриз" Бегунец образует ленточный орнамент, в котором основные элементы ритмически повторяются. По такой схеме создавались наиболее давние композиции настенных росписей. В создании жилищного интерьера схема "бегунец" использовалась очень широко : украшала печь, потолок, места вокруг окон и дверей, в межоконных простенках.

В современном петриковском рисовании ленточный орнамент часто является дополнением к схеме "вазон", "букет", "ковер" и др.
Посмотрите, как красиво выполнен бегунец художницей П.Глущенко.

Рекомендации. Рисование бегунца надо начинать с выполнения основных элементов композиции (цветов, листьев), располагая их на одинаковом расстоянии друг от друга и разворачивая каждый раз в противоположную сторону. После этого основные элементы соединяются между собой волнистой линией и мелкими деталями (бутонами, травинками, колосками и др.).

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя (это видно на рис. Веры Павленко "Будяки та маки",1938). Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно).

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

На рис. Пелагеи Глущенко "Квітка"(1946) показана асимметрично уравновешенная композиция. Она также является типичной ( а в наше время наиболее распространенной) для петриковского рисунка.
В асимметричных (следовательно, более подвижных) композициях равновесие достигается разными приемами:введением пространственных пауз, контрастом изображаемых форм по размеру, цвету, тону и др.

Именно такие приемы использует в своей работе "Павич та калина"(1963) Василий Соколенко

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Самобытность петриковской росписи в наибольшей степени выражается при помощи особых приемов и средств, которые длительное время формировались в петриковском центре.

К этим приемам обычно относят направление размещения элементов рисунка : вертикальное, горизонтальное, диагональное, по схеме восьмерки и др.; геометрическая форма, в которой размещена композиция ( круг, квадрат, овал, прямоугольник), а также традиционное формально-сюжетное решение композиции ("бегунец", "цветок"(укр. "квітка"), "ветка", "букет", "вазон", "ковер", "пейзаж","жанровая композиция".

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

На рисунке петриковского мастера Федора Панко "Лапатий букет" (1969) мы видим построение композиции по схеме восьмерки, которая стала популярной в 60 -70 годы 20 столетия.

Начиная от основы стебля, снизу вверх, растительные формы уменьшаются, как будто в линейной перспективе. Это придает композиции особенную устойчивость и равновесие.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Рассмотрим наиболее распространенные схемы петриковской росписи.

К ним относятся "цветок", "вазон", "букет", "ветка", "ковер", "пейзаж", "жанровая композиция", "бегунец" ("фриз").

Мы не ошибемся, если скажем, что самой распространенной и самой любимой схемой мастеров всех поколений является "цветок".
В настенной росписи изначально всегда преобладал растительный цветочный орнамент. Вот как об этом пишет один из основателей петриковского центра Александр Статива: "Настенные росписи в селе Петриковка выполняют почти исключительно женщины. Работа начинается с того, что рисуют самые крупные цветы, потом соединяют их ветками и листьями, далее равномерно заполняют пространство более мелкими цветами, бутонами и листочками. Работают петриковские художники очень быстро, стремясь прежде всего к созданию декоративных красочных пятен. Над всем господствует тяга к колористической гамме...Самое большое внимание уделяют оформлению "зеркала" (центральной части) печи, где размещают большие цветы..."

Превратившись из элемента настенной ромписи в самостоятельную декоративную композицию, "цветок" не утратил своих первичных признаков, а именно: на одном стебле могут быть размещены 2 или 3 разных цветка с листьями, бутонами, гроздьями ягод. Цветы часто бывают разного цвета и формы, а листья могут быть даже "заимствованы" у другого растения. При этом, как мы уже отмечали, существует совершенная согласованность в цветовой гамме. Полностью сказочная композиция воспринимается как абсолютно реальное целое.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Самой известной исполнительницей композиционной схемы "цветок" была художница Пелагея Глущенко. Выше помещен фрагмент из ее работы.

Посмотрите также на ее работу "Виноград"(1960), размещенную ниже. В ней вся композиция вписана в овал, гроздья винограда и цветы очень декоративны и гармонично сочетаются между собой по форме и цвету. Более крупные детали расположены в центре, мелкие ( бутоны, травинки, листочки) - обрамляют его. Композиция воспринимается как цельное и уравновешенное произведение.

Композиционная схема "букет" также любима петриковскими мастерами. Она включает два-три переплетенных стебля с расположенными на них цветами, бутонами, листьями, ягодами, колосками, травинками и т.д., то есть все то, что обычно составляет букет.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Композиционная схема "вазон" была характерна для мастеров старшего поколения. Это универсальный мотив растительного ( часто растительно-геометрического) орнамента многих народов. "Вазон", как считают исследователи, - это космологическая знаковая система мироустройства, универсальный образ одухотворенной, подчиненной человеку природы, своеобразный религиозный символ. Симметричность "вазона", равновесие в расположении элементов указывают на следы древневосточного культа священного дерева и его изображений. Связь "вазона" с сюжетом "Мирового дерева (древа)" подтверждается силуэтным изображением птиц в его кроне или возле основания ствола. "Вазон" распространен в настенных росписях, в орнаментах вышивки, в керамике, рисунках пысанок, в вытынанках, резьбе и т. д. На территории Украины этот мотив известен с конца 18 столетия.

Для иллюстрации мы выбрали рисунок художницы Галины Павленко "Цветы в вазоне"(1962).

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Еще одна интересная композиционная схема, которую любили рисовать мастера старшего и среднего поколения, имеет условное название "килим" ("ковер"). Подобно вытканному или вышитому ковру, в таких композициях расположение элементов строится в восходящем или нисходящем порядке.

В нашем примере (рисунок художницы Н.Кошляченко) центральная часть имеет форму прямоугольника, обрамленного "бегунцом".

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Изображение декоративного пейзажа (смотрите работу Марфы Тимофеевны Тимченко "Над рекой") в петриковском рисовании имеет давние традиции. Многие художники обращались к этой композиционной схеме. Современные мастера продолжают традиции предшественников,внося в свои произведения самобытность и глубокую поэтичность.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Посмотрите на образец декоративного ландшафта, выполненный в холодной цветовой гамме художником Федором Панко по мотивам стихотворения Тараса Шевченко "Реве та стогне Дніпр широкий".

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Еще одна пейзажная зарисовка современной художницы Инны Вапнярской-Кудас "Колядники"(2004). Здесь мы видим не только картину природы, но и фигуры людей. Это наиболее сложная композиционная схема - "Жанровая картина".

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

Свое начало она берет от народной картинки, которую стала рисовать одной из первых художница Надежда Белоконь. Она изобрела свой собственный жанр, к которому часто обращалась - "Свадебный поезд" ( поездом на Украине называли невесту с женихом и всех гостей, которые отправлялись на свадьбу). Один из вариантов "Свадебного поезда" Н.Белоконь мы приводим ниже.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 7 - Основы композиции

В следующих материалах мы коротко рассмотрим творчество  наиболее значимых для развития петриковского центра рисования художников

Комментарии (1)

Добавить комментарий