Skip to content

Как правильно сочетать цвета

Опубликовано: June 3, 2019, 5:43 p.m.
Как правильно сочетать цвета

В этом мастер-классе я расскажу вам, как научится красиво подбирать цвета. Будет немного теории и много примеров. Если вы занимаетесь творчеством, то умение сочетать цвета правильным образом очень важно для вас.

Сегодня я хочу поговорить о цвете. Эти знания нужны в живописи, цифровой живописи, дизайне, работе с фото, видео и многих других. Проблема сочетаемости цветов, как зритель воспринимает те или иные комбинации, волнует художников уже много столетий. Художники прошлого не имели цифровых технологий. В их распоряжении были краски, пастель, мелки, акварель. Представьте себе, что стандартный набор художника 18-го века состоял из десяти, максимум из двадцати цветов. Цифровые технологии подарили нам большие возможности. Перед нами появились палитры с миллионами красок.

И тут перед художников стали новые проблемы. Как не потеряться в этом многообразии красок? Какие правила я должен соблюдать, чтоб картина выглядела гармонично, чтоб донести до зрителя свою идею?

Первое, что нам нужно знать — это то, что все цвета, которые мы видим — это отраженный от предмета цвет. Исаак Ньютон первым с помощью призмы разложил свет на цветовой спектр.

Несмотря на то, что среди всех электромагнитных волн видимый свет занимает такое маленькое пространство (см. картинку ниже), цветов спектр в себе содержит бесконечное множество. Основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Для того, чтоб удобно сечетать цвета решили представить спектр в виде цветового круга.

В настоящее время цветовых кругов придумано огромное количество. В них легко потеряться. Главное, что вы должны понимать — это то, что круги призваны упорядочить цвета, а также что каждый служит какой-нибудь цели.

Есть различные цветовые модели:

Модель RGB (red, green, blue) – та цветовая гамма, которая принята в современных компьютерах. красный, зеленый, синий.

CMYK (циан (Cyan) – ярко-голубой, маджента (Magenta) – ярко-розовый, желтый (Yellow) – ярко-желтый, K – черный (BlacK) – черная краска, где в аббревиатуру вошла не первая, а последняя буква, что бы не путать с цветом Blue (синим), который используется в цветовой модели RGB).

Отличаются они типом смешивания. В левом круге (RGB) все цвета при смешивании дают белый цвет, а в левом(CMYK), мы видим, что все цвета при смешивании дают черный цвет. Этот круг будет более удобен при работе с реальными красками.

Еще одна модель — двенадцатиричный цветовой круг Йоханнеса Иттена.

Он представлен тремя основными цветами: желтый, красный, синий, и тремя дополнительными цветами: оранжевым, зеленым и фиолетовым. Между основными и промежуточными цветами есть еще переходные цвета. Интересно еще и то, что данный цветовой круг структурирован так, что он отделяет теплые оттенки от холодных.

Также важны такие понятия как:

Hue – оттенок. Выбирая оттенок мы двигаемся по окружности;

Saturation – насыщенность. Представляет собой переход от наиболее насыщенного к серому. Для того, чтоб изменить насыщенность цвета мы двигаемся от края окружности к центру.

Lightness/brightness/value – яркость. Мы затеняем или высветляем центральную часть круга.

Так вот, цветовой круг является для нас как бы компасом, который указывает нас правильное направление. Теперь нам осталось научиться пользоваться этим инструментом.

Если мы посмотрим на природу, что увидим, что ней не так уж много насыщенных цветов. Большинство цветов приглушенные.

Второе, на что хочу обратить ваше внимание, так это то, что один и тот же цвет в окружении других цветов может смотреться по-разному.

Также очень важна пропорциональная составляющая.

На картинке слева, мы видим одинаковую пропорцию, здесь мы не сможем понять, что здесь главное, а что второстепенное — один из принципов хорошей композиции. Вторая картинка нам кажется более приятной, понятной. Визуальный акцент здесь поставлен на желтом квадрате. Синий цвет будет являться второстепенным, или поддерживающим цветом. Это при всем при то, что его на картинке больше.

Теперь после описанных принципов давайте перейдем к цветовым гармониям.

1. Монохром

Использование какого-то одного оттенка и его вариация от более светлого к более темному. Если вы только начинаете заниматься живописью, рекомендую вам начинать именно с монохромной гармонии. На них вы поймете главные принципы рисования контрастов и форм.

Поскольку контрасты являются важнейшей составляющей художественного произведения. Наш мозг устроен таким образом, что сначала мы получаем информацию не о цвете. А о контрасте, а уж потом через сотую или тысячную долю секунды приходит информация о цвете.

2. Аналогичные цвета

Группирование двух или трех цветов вместе, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Вот пример аналогичного сочетания: желтый, желто-оранжевый и оранжевый.

3. Комлиментарные цвета

Их иногда называют «гармония противоположных цветов». Это, пожалуй, самое популярное гармоническое сочетание в мире. Наш мозг очень хорошо воспринимает именно контрастные сочетания. Поэтому этот вид чаще других используется в кино, фотографии, живописи, дизайне интерьеров и пр. Невероятный колорист — Ван Гог.

Если убрать информацию о цвете из его картины, перевести ее в черно-белый режим, то мы увидим, что картина сама по себе не такая уж и контрастная. А невероятный контраст создается именно за счет цветовых противоположностей. В то же время никаких кислотных цветов мы здесь не наблюдаем. Все находится в очень сдержанном ключе. Сочетание комплиментарных цветов делает картинку очень яркой, контрастной и привлекательной.

3.1. Четыре гармоничных цвета, или сдвоенные комплиментарные цвета

На картине художника Леонида Афремова мы видим сочетание цветов синий с оранжевым, а также фиолетовый с желтым. А все поддерживающие цвета являются составными из доминантных.

3.2. Раздельные комплиментарные цвета

4. Гармонические триады

4.1. Классическая

Эта схема хорошо работает и зарекомендовала себя уже в течение столетий. Ее часто можно встретить на полотнах классических художников.

Но это не значит, что современные художники ее не используют!

4.2. Контрастная (то же самое, что и 3.2)

Вот мы с вами и поговорили о классических сочетаниях цветов. Бывают и более экзотические. Но все они представляют из себя модификации тех гармоний, о которых мы поговорили.

Надеюсь эта информация была полезна для вас! Творите, сочетайте, экспериментируйте!

 

Добавить комментарий