Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

Опубликовано: 1 октября 2011 г. 18:00
Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

Автор: Харченко Елена Владимировна. Мастер декоративно-прикладного искусства, член НСМНМУ

Фрагменты из книги "Мистецтво петриківського розпису" (на русском и украинском языках)

Блог автора

За годы существования центра традиционной петриковской росписи выросло несколько поколений мастеров. В своих кратких заметках мы расскажем о тех из них, кто внес наибольший вклад в формирование и развитие данного вида народного искусства.

Самым известным мастером из числа представителей старшего поколения была Татьяна Акимовна Пата (1884 - 1976). С 14 лет она начала самостоятельно расписывать камины печей, сани, музыкальные инструменты, изготавливать мальовки, панно, рисованные ковры. В 19 лет она вышла замуж, но через 11 лет, в 1914 году, ее муж погиб на фронте, оставив вдову с 4-мя маленькими детьми. Тяжелая доля досталась художнице :войны, голодоморы, борьба с бедностью.

Но любовь к рисованию, признание ее таланта среди односельчан, а также по всей Украине и за рубежом давали ей силы и вдохновение для дальнейшего творчества. Среди других мастериц старшего поколения манера росписи Татьяны Паты отличалась живописностью, новациями, поэтичностью в создании образов растительных композиций.

Ниже помещен фрагмент ее работы.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

На фото Татьяна Пата за работой. Она не только сама создавала шедевры расписных мотивов, но и преподавала композицию орнамента в Петриковской школе декоративного рисования (с1936 по 1941 год) и воспитала много талантливых учеников.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

Художница много творчески работала, открывая для себя и других мастеров новые композиционные схемы, мотивы, технические приемы. Так, например, она одной из первых превратила "гранатовое яблоко" в силуэтную "цибульку", придумала профильное изображение гвоздики ("кучерявки"), акантовый лист превратила в папоротник, виноградную гроздь - в кисть калины, ввела в растительные композиции птиц. Именно она, смешивая краски, изобрела "переходной мазок", была основательницей в росписи пейзажных композиций.

Ниже мы видим работу Татьяны Паты "Букет в вазоне" (1968).

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

Татьяна Акимовна Пата прожила долгую жизнь и до последних лет творчески работала. Ей было присвоено звание "Мастер народного творчества", "Заслуженный деятель народного творчества", а также она была членом Союза художников СССР. Ниже мы видим работу Татьяны Паты "Птица в цветах" (1930 годы)

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

Татьяна Пата была настоящим народным талантом, она высоко ценила в людях творческое начало, находя  в своих занятиях росписью и радость, и удовлетворение, и счастье.

К выдающимся мастерам старшего поколения принадлежит Надежда Аврамовна Белоконь (1893 - 1981), Мастер народного творчества (1936), член Союза художников СССР (1962).

Технике петриковской росписи она научилась у матери, а вдохновляла ее волшебная украинская природа, которую маленькая Надийка очень любила. С 12 лет она стала помогать матери украшать дом малевками, а с 14, как и Татьяна Пата, уже зарабатывала на жизнь рисованием. Художница вспоминала: "Рисование давало мне, во-первых, бесконечное удолентворение (втіху) и удовольствие, а во-вторых, это было материальное обеспечение моей семьи".

Когда Н.Белоконь вышла замуж, она научила рисовать цветы своего мужа, его мать, своих подруг -Арину Пилипенко иНадежду Тимошенко, и все вместе они изготавливали малевки на продажу. Эти рисунки на бумаге имели большой спрос и с успехом продавались на базарах Екатеринославщины и Полтавщины.

Свои композиции Н.Белоконь создавала очень быстро, наследуя местные традиции стенописи, вытынания, вышивки. Ее творческое наследие состоит из 2-х частей: во-первых, это традициооные цветочные композиции и ,во-вторых, сюжетно-жанровые фигуративные картины:"Весілля", "Українські дівчата", "Роман і Оксана", "Пряха" и другие.Художница изобрела свой собственный жанр - "свадебный поезд". На Украине поездом называли невесту, жениха и всех гостей, которые отправились на свадьбу. Одну из таких работ смотрите ниже.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

Второе поколение петриковских мастеров - это в основном ученики Татьяны Паты, выпускники Петриковской школы декоративного рисования, которая за несколько лет, предшествующих войне, успела сделать два выпуска мастеров росписи. И среди них своим талантом выделялся Федор Саввич Панко (1924 - 2008). На фото : мастер проводит занятие с юными художниками детской художественной школы.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

Федора Панко с детства окружали предметы декоративно-прикладного искусства - его мать и старшая сестра были известными в селе вишивальщицами.

Рисунок мастера на бумаге : "Калина", 1975.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

Будучи еще пятиклассником, Федор поступил в школу декоративного рисования, где под руководством Татьяны Паты изучал композиционные признаки орнаментики. В своем творчестве он не был копировальщиком произведений других мастеров. Изучая природные формы растений, цветов, птиц, животных, он создавал свои образы и мотивы . Ф.Панко первым стилизовал колоски разных степных злаков, цветы подсолнечника, гороха, хмеля,пушистые головки одуванчика. Гармонично объединяя отдельные элементы различных птиц, он создавал сказочный образ жар-птицы.

Ниже - Ф.Панко. Лебеди. 1976.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

В 1958 году его приняли в Союз художников, и в этом же году он стал руководителем цеха подлаковой росписи. Мастера заинтересовала проблема возрождения расписной деревянной посуды. Он создает новые современные формы: сахарницу, салфетницу, пудреницу, солонку. Расписывает деревянные сувенирные пысанки -"малеванки", которые пользуются большим спросом.

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

Федор Панко долгое время работал над циклом панно на сюжеты старых и современных народных песен. Ниже мы видим одну из таких работ. Она называется "Хата моя, рідна хата".

Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 8 - Мастера

Без творчества таких мастеров, как Надежда Белоконь и Федор Панко, петриковсая роспись не была бы столь яркой и самобытной. Без сомнения, эти мастера хранили традиции и в то же время способствовали развитию их в современном мире.

Комментарии (4)

    • 2 октября 2011 г. 6:54
    • Svetlana Sidorenko

    Обалдеть!!!! Повторить, по-моему, это невозможно!

    Ответить
    • 2 октября 2011 г. 6:59
    • Svetlana Sidorenko

    Чудный комплект! А о том, чтобы использовать шпатлевку, не слышала! Теперь обязательно при декупаже вещичек буду пользоваться этим способом!Спасибо!

    Ответить
    • 26 января 2012 г. 15:30
    • Гладкая Елена Павлов

    Здравствуйте.Хочу обратиться с ОГРОМНОЙ просьбой:пожалуйста расскажите о творчестве Зои и тамары Кудиш, и опублликуйте репродукции их работ. Особенно интересуют работы Зои Кудиш "Сирень" и "Белочка".Заранее благодарна. Суважением Е.П.Гладкая.

    Ответить
    • 30 января 2012 г. 0:17
    • Андрей

    Светлана, я с вами полностью согласен(: ШЕДЕВРАЛЬНО((:

    Ответить

Добавить комментарий