Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование.

5 лет прошло с тех пор, как я в первый раз взяла в руки шерсть. За это время в голове накопилось много знаний, и они давно просятся «на бумагу». Вот и пришла идея создать серию публикаций обо всех «околовойлочных» вещах. Конечно, много я не знаю, поэтому призываю всех неравнодушных поучаствовать в этом проекте и поделиться своими знаниями. Давайте вместе напишем азбуку для нынешнего и будущих поколений валяльщиков. Постараемся охватить максимально возможный пласт информации, открыть кусочек нашего мира всем жаждущим знаний.

 Автор: Татьяна Сапельникова

Сайт автора

С некоторой периодичностью (как позволит работа и маленькая дочь) я буду выпускать очередную статью на каждую букву русского алфавита. В статье найдется место для всех существующих слов, которые относятся к нашему ремеслу. О каждом слове будет небольшой очерк, толкование, описание техники или материала. В процессе обсуждения я буду редактировать статью, вносить дополнительную информацию, которой поделятся мастера. Силой коллективного разума мы постараемся вспомнить все слова, связанные с валянием и конкретной буквой, описать их максимально точно и подробно. К сожалению, редактирование тем на Ярмарке Мастеров возможно только в течение недели, дальнейшие дополнения можно будет писать в комментариях, но я уже не смогу поместить их в «тело» статьи. Поэтому о каждой новой публикации я буду сообщать заранее, чтобы все желающие смогли принять участие в обсуждении.

Итак, начнем! На повестке дня у нас буква «А» и пока все, что пришло мне на ум – это «альпака», «аппликация» и «армирование». Пожалуйста, пишите об этом, вспоминайте другие слова на букву «А», давайте сделаем этот текст максимально информативным. Все, что касается войлока, будет уместно. Техники валяния, материалы, инструменты, приспособления, специальные термины и войлочный сленг, ссылки на публикации и мастер-классы, знаний много не бывает!

АЖУРНЫЙ ВОЙЛОК

Ажур — узор со множеством небольших сквозных участков, разделенных тонкими перемычками, ткань со сквозным орнаментом из различной пряжи (хлопковой, шёлковой, шерстяной).

Ажурный - 1) сквозной, кружевной, сетчатый; 2) искусно и тонко сделанный.

Исходя из вышестоящего определения, термином «ажурный войлок» мы можем называть любые войлочные изделия, имеющие сквозной узор, а так же «искусно и тонко сделанные». Таким образом, шарф-паутинка без явных дырочек, но невесомая и просвечивающаяся, так же может называться «ажурным войлоком», как и плотная шерстяная филигрань войлочного светильника. Для примера можно рассмотреть несколько техник, иллюстрирующих самый разный подход к ажуру в войлоке.

Крыло стрекозы – авторская техника Юлии Румянцевой, при которой прядки флиса раскладываются на предварительно растянутое «шелковое одеяло».

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

 Автор работы Юлия Румянцева

Шерстяное ришелье – авторская техника Елены Агаповой (Леди Крафт) - в которой предварительно созданный шерстью рисунок приваливается к разреженному шелку.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Елена Агапова (Леди Крафт)

Шерстяная филигрань – здесь узор создается в процессе раскладки шерсти или вырезается из префельта при валянии изделия.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Татьяна Шкунова (TSh)

Паутинка (Cobweb) – обычно создается путем растягивания в ширину гребенной ленты. Если в качестве сырья использовался разноцветный бленд – получается характерный полосатый рисунок. Особого мастерства при работе с этой техникой достигла Людмила Хренова.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Людмила Хренова (LudOK)

Ажурный войлок Юлии Козыревой характеризуется небольшими окошечками в войлочном полотне, заполненными шелковыми волокнами.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Юлия Козырева

Ажурный префельт – узнаваемая техника Елены Смирновой. Характерные узоры создаются путем чередования валяния префельта и вырезания узоров в этом полотне.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Елена Смирнова

АКВАРЕЛЬ (ШЕРСТЯНАЯ)

Шерстяная акварель или живопись шерстью – техника создания рисунка с помощью разноцветных волокон шерсти. Отличительной чертой этой техники является изображение, как будто нарисованное полупрозрачными акварельными красками.

Существует несколько способов работы в этой технике:

Выкладывание «Под стекло». Рисунок из шерсти раскладывается на флизелиновой (фетровой, войлочной) основе, а затем зажимается между картоном (оргалитом) и стеклом. Готовая картина оформляется в раму.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Яна Богданова "Арт-галерея"

Иглопробивная техника. Шерсть выкладывается на ткань и приваливается с помощью игл для валяния. Рисунок может быть тщательно проработан иглами вручную или закреплен с помощью иглопробивной машины.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Татьяна Рашкина, арт-студия "Совушка"

Валяние по-мокрому. Здесь акварельный рисунок создается в процессе раскладки изделия. На подготовленную основу (предварительно разложенная шерсть, префельт) выкладывается картина и валяется вместе с изделием. В этой технике создаются акварельные рисунки на валяной одежде, сумках, шарфах и т.д.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Мария Соловей, сумки, аксессуары.

Комбинированная техника, часто используется для декора готовой одежды. В этом случае рисунок из шерсти сначала фиксируется иглами, а затем «замыливается», т.е. притирается руками с помощью воды и мыла.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Микитенко Юлия (Bohema)
 

АЛЬПАКА (ALPACA)

Альпака (лат. Vicugna pacos) является частью семейства верблюдовых, включающее в себя также лам, гуанако и викунью. Первоначально, альпак ошибочно относили к роду лам, однако в 2001 году систематику вида сменили с Lama pacos на Vicugna pacos, выяснив, что предками альпак были викуньи, а не гуанако, прародители всех домашних лам. Трудность точного определения рода заключалась в том, что все четыре представителя семейства верблюдовых, встречающиеся в Южной Америке, могут давать потомство в случае межвидового скрещивания, так что только исследование ДНК смогло дать точный ответ на происхождение альпак.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Это изящное и умное животное с длинной шеей, выращивается для получения теплой и роскошной шерсти. Альпака проживает в экстремальных климатических условиях, где наблюдаются перепады температур от -20 до +18 градусов в течение суток. Чтобы выжить в таких условиях, альпаки обладают особой шерстью: легкой, тонкой, мягкой и при этом настолько плотной, чтобы не пропускать воду.

 Свойства шерсти альпаки:

  • Способность сохранять тепло. Шерсть альпаки теплее овечьей шерсти в 7 раз. У неё высокие терморегулирующие свойства, при любой температуре воздуха она сохраняет оптимальную температуру тела.
  • Легкость. Волокна альпаки – полые внутри. Это свойство является общим для всех представителей семейства верблюдовых. Однако, у остальных полыми являются только пуховые волокна, а у альпаки практически все.
  • Высокая прочность. При одном и том же диаметре, волокна альпаки в 3 раза прочнее овечьей шерсти. Характерно, что прочность волокна шерсти альпаки не зависит от его диаметра и не уменьшается для тонких волокон.
  • Гипоаллергенность. Шерстяной покров альпаки содержит всего 1-3% ланолина (животного воска), который в основном вызывает аллергическую реакцию на шерсть. По сравнению с мериносом (17% ланолина) это ничтожно мало. Волокно не требует дополнительного промывания химическими веществами, что делает процесс обработки более экологически чистым. Кроме того, ланолин в таких небольших количествах обладает косметическим эффектом, нейтрализует токсины, производимые организмом, и омолаживает кожу.
  • Долговечность и сохранение блеска. Благодаря прочности, устойчивости к выгоранию, несложности ухода, изделия из альпаки можно носить долгие годы. На одежде из этой шерсти практически не образуются катышки. Важным преимуществом является сохранение шелковистого блеска изделия в течение всего срока службы.
  • Антистатические свойства. Изделия из альпаки не притягивают пылинки и частички грязи, так как обладают естественным антистатическим свойством, что облегчает уход за ними.
  • Широкая палитра. По данным Международной Ассоциации альпаководов (IAA) цветовая гамма шерсти альпаки включает 22 официально зарегистрированных натуральных оттенка: белый, кремовый, светло бежевый, различные нюансы коричневого, от золотисто-песочных до темно-бурых, серебристо-серый, серый стальной, черный и т.д.

В природе существует два вида Альпаки: Сури (Suri) и Уакайа (Huacaya). Отличаются животные только по внешнему виду шерсти. Шерсть Уакайя подобна плюшевому медвежонку,  чаще всего именно её имеют в виду под названием «альпака». Сури — очень редкая порода. Их всего 5% от общей численности альпак. По сравнению с Уакайя, руно Сури состоит из более длинных и тонких волокон (19-25 мкм) – это равномерные и густые локоны, прямые по всей длине и слегка завитые на концах, они не содержат остевых волос, снижающих качество руна. Шерсть Сури отличается особой мягкостью и изяществом. В старину она использовалась в одежде исключительно королевских особ.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Градация меха альпаки:

«Королевская Альпака» - 19 микрон

«Бэби Альпака» - 22.5 микрона

«Супер мягкая Альпака» - 25.5 микрона

«Взрослая Альпака» - 32 микрона

Эти названия не отражают возраст животных или других фенотипических характеристик.

Шерсть альпаки для валяния бывает в виде флиса (необработанная шерсть, состриженная с животного) или гребенной ленты (обработанная и прочесанная). Из флиса создают изделия в технике «экомех» - пушистые воротники, опушка краев изделия и т.д. При раскладке альпаки верхним слоем (на овечью шерсть) образуется «каракулевая» поверхность. Так же её выкладывают между слоями овечьей шерсти для утепления  изделия. Волокна альпаки имеют высокую степень проникновения, даже при раскладке верхним слоем они проникают на изнанку изделия. Сама по себе альпака валяется очень тяжело, ее шерстинки гораздо более гладкие, чем овечьи. А при намокании, в процессе валяния, альпака становится очень скользкой.

АНГОРА (ANGORA)

Ангора (ANGORA) – это пух ангорских кроликов.

В начале XIX века под ангорской шерстью чаще подразумевалась шерсть ангорской козы.

Однако Китай, в ответ на завышение Турцией цены на востребованную шерсть ангорских коз,  выпустил более мягкую и дешёвую пряжу, под названием «Ангора». Как оказалось, это был пух диких кроликов, названных ангорскими. В этих условиях шерсть ангорских коз турки назвали «мохер», что по-арабски означает «избранный». Впоследствии, ангорских кроликов начали разводить в Европе и США.

Ангорские кролики самые очаровательные из кроликов, напоминающие ожившую мягкую игрушку. В настоящее время в мире промышленно разводят пять пород ангорских кроликов: Английская, Французская, Германская, Гигантская и Сатин. Они различаются размерами и весом (2,5-5,5 кг), длиной пуховых волокон, густотой остевого волоса, окрасом, объёмом ежегодно получаемой шерсти (0,4-1,3 кг).

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Ангорская шерсть исключительно мягкая, очень тёплая и пушистая, с характерным нежным ворсом. Изделия из ангорской шерсти создают неповторимый комфорт и поэтому очень популярны и востребованы. Однако, ангорская шерсть имеет и свои недостатки: непрочное закрепление кроличьего пуха в пряже может стать причиной истирания ткани; необходимость беречь ангору от чрезмерного намокания и чистить её только сухим способом.

Для валяния ангорскую шерсть используют в блендах с овечьей шерсть.

АППЛИКАЦИЯ

Аппликация - (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, пришиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

Применительно к войлоку мы можем говорить о традиционной аппликации, выполняемой на готовом изделии и аппликации, привалянной в процессе создания самого полотна.

Традиционная аппликация может быть выполнена из любых подходящих для вашей задумки материалов - кусочков войлока, ткани, кожи и т.д. Войлок очень приятно шить, вышивать, замечательно выглядит аппликация, украшенная декоративным швом.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Светлана Кот, шляпница

Аппликация, созданная в процессе валяния, в готовом виде выглядит как четкий рисунок на войлоке, неразрывно свалянный с основным полотном. Такую аппликацию можно создать, выложив на подготовленную раскладку шерсти детали рисунка, предварительно вырезанные из префельта или ткани. Можно использовать как готовый префельт, так и созданный собственноручно. Процесс изготовления префельта можно посмотреть в МК Марии Гладченко.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Мария Гладченко (Безумный Шелкопряд)

Помимо этого можно использовать пласты шерсти (волокон), стабилизированные мыльным или желатиновым раствором. О «мыльной» аппликации есть мастер-класс Светланы Султан «МК: «Лимончики», аппликация в мокром валянии».

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Светлана Султан

О желатиновом способе рассказывает Любовь Воронина:

 «На пищевой или стрейч пленке я выложила сначала шелковые квадраты, затем на них различные волокна (шелк, вискоза, лен) в разном направлении, затем развела желатин в обычной пропорции как для желе - в стакане воды; смачиваем волокна из брызгалки желатиновым раствором и накрываем вторым слоем пленки, все хорошенько прижимаем чтобы вся поверхность равномерно покрылась желатиновым составом. Через некоторое время верхнюю часть пленки аккуратно снимаем, и даем полотну высохнуть. Аккуратно снимаем и утюжим без пара - получается вот такая шелковая бумага, из которой можно вырезать различные декоративные элементы»

АРМИРОВАНИЕ

Армирование (англ. reinforcement) — способ увеличения несущей способности конструкции материалом, имеющим повышенные прочностные свойства относительно основного материала изделия. Применяется при изготовлении железобетонных и каменных конструкций, изделий из стекла, пластмасс, керамики, гипса и др.

Видимо, с войлоком мы замечательно вписываемся в категорию «другие».

В создании «тяжелого» войлока (обувь, сумки, предметы интерьера) используется марля или сетки различного состава и плотности.

При работе с тонким войлоком, армирование выполняется путем добавления к шерсти одного или нескольких слоёв других волокон или ткани. Самые популярные материалы для армирования тонкого войлока - разреженный шелк, волокна вискозы, шелка, шелковые платочки. Так же могут использоваться любые другие ткани, волокна (лён, крапива, бамбук, соя и т.д. ) и их производные (шелковый префельт, одеяла, колпаки).

Армирующий материал выкладывается полноценным тонким слоем или несколькими слоями, чередуясь с шерстью. Например, можно выложить слой вискозы, а сверху слой шерсти. Можно выложить шерсть между двумя слоями шелка, а можно создать целый бутерброд из пяти, шести (да хоть 12!) слоёв шерсти и волокон в разных направлениях. Все это будет армированный войлок.

Азбука валяния. А – ажурный войлок, акварель (шерстяная), альпака, ангора, аппликация, армирование

Автор работы Татьяна Сапельникова, творческая мастерская "Радужный кот"

Волокна выкладываются самыми разными способами. Можно вытягивать их из пасмы и раскладывать ровным слоем. Можно отделять пряди, распушать в руках, создавая облака или начесывать такие облака на чёсках. Можно прочесать вискозу с шерстью на кард-доске и получить готовый бат для валяния.

Материалы типа шёлковых платочков, колпаков, префельта обычно разделяются на пласты и/или растягиваются в ширину и раскладываются в таком виде с небольшим нахлёстом. Видео по работе с платочками можно посмотреть у Лары Соболевой. С шёлковым префельтом нас познакомила Юлия Козырева. Как начесать вискозу на ручных кардах показывают Оксана Ткаченко и Наталья Кондрашева на сайте «Школы войлока онлайн». Как выложить вискозу разных цветов в один прием, отображено в нашем мк по валянию шарфа.

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться при помощи следующих социальных сетей и сервисов:

               


Защитный код
Обновить

Мастер-классы

меню

Мы в соцсетях и группах

 Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах

 Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах

halloween
Go to top

© 2010-2015 Мастера Рукоделия

Копирование без письменного разрешения администрации сайта ЗАПРЕЩЕНО. Создание и продвижение сайта: Лысенко И.П.