Разбор полётов: Фактура

Вы когда-нибудь задумывались, чем так привлекателен войлок? Нежностью и теплом натуральной шерсти? Возможностью создания любой формы (ещё и без швов)? Удивительными фактурами, которые не может дать ни шитьё, ни вязание? Наверное, всем понемногу, но сегодня мы поговорим именно о фактурах.

Тысячу раз можно услышать от мастеров, что как бы они не валяли свое изделие (руками, в рулоне или ещё как), для того, чтобы придать фактурность – они его в итоге мнут, жмут или бросают… А нужно ли это? Давайте разбираться.

 Автор: Татьяна Сапельникова

Сайт автора

Итак, фактура. Как она получается? Вы когда-нибудь задавали себе этот вопрос? Недавно задумавшись на эту тему, я пришла к выводу, что фактура в войлоке может иметь разное происхождение. И есть два основных метода её получения:

    Что-то привалять (что по определению очень сложно приваливается, например искусственный атлас)
    Чему-то НЕ ДАТЬ приваляться (тому, что очень легко приваливается, например, маргиланский шёлк)

Не секрет, что для создания фактур мастера активно используют ВСЁ, ЧТО УГОДНО. Говоря так, я ничуть не преувеличиваю, ведь помимо традиционных волокон и отрезов тканей в ход идут лишайники, водоросли, транзисторы, резинки и собранные в лесу ветки. Это все может смотреться очень интересно и даже быть довольно носибельным.

Разбор полётов: Фактура

 (Автор этой работы Kedmi Hanan)

Однако, я удаляюсь от темы, ведь сегодня мне хочется рассказать именно о фактурах, созданных тканями и волокнами.

Вернёмся к нашим двум методам, в чем их особенности?

Если вы берете ткани, которые уже сами по себе фактурны, то для получения красивого результата вам надо всего лишь:

а) таки привалять эту ткань;

б) не испортить получившийся результат

Как привалять любую ткань я уже не раз рассказывала и на конференции ВОЛК-3 и на страницах FF. Освежить в памяти информацию вы можете здесь.

А вот как не испортить я повторюсь и сейчас. Нельзя дать шерсти «скушать» вашу ткань.

- НЕ бросать;

- НЕ поливать кипятком;

- НЕ жмякать в большом количестве мыльной пены;

Вместо этого:

- катать в рулоне до посинения  до полного уваливания;

- или валять руками с изнаночной стороны (конечно, руки должны быть в правильных перчатках)

И вот вам пару примеров. Эти пальто были выкатаны в рулоне «от» и «до». Вся фактура создана тканями и флисом. Пальто ни разу не брошенные, не жмяканные, а только лишь «выкатанные» в рулоне. Самый «жесткий» из использованных методов уваливания – это рулон-рулет без стержня (палки) на самых последних стадиях валяния. Исключительно для окончательной усадки и придания нужной формы изделиям.

Разбор полётов: Фактура

Разбор полётов: Фактура

Теперь второй метод. Здесь есть нюансы.

Как я уже сказала, задача второго метода не дать приваляться тому, что как раз очень хочет приваляться. И здесь у нас два пути:

- не жалеть материала;

или

- отрабатывать технологию

Кстати, можно их совмещать.

Если вы возьмете и на раскладку положите кусок разреженного маргиланского шелка без складочек – дело труба – фактуры не будет. Для получения рельефа нужен хоть какой-то задел. Чаще всего, шелк заранее собирают складками. Было у вас 3 метра, а вы их сжали до одного или вообще до 30 см раскладки. Вот тут уже будет фактура, как бы вы не валяли. Просто потому, что шерсть ухватится лишь за нижние слои складок шелка, а верхние непривалявшиеся и создадут всю красоту. Так же и с волокнами. Бухните толстенькую прядочку крапивы (еще и слегка подкрученную), она местами не приваляется и будет вам фактура. Этот путь легкий, но довольно затратный. Представьте, сколько материалов вам потребуется для создания фактур таким методом…

Разбор полётов: Фактура

Другой путь - разобраться в технологии и заставить ее работать на себя. Что же влияет на приваливаемость тканей?

Во-первых – шерсть. Думаю, многие знают о существовании мериноса 16 микрон, а то и 14 и 12… Некоторые считают, что тонкое летнее платье можно делать только из такой шерсти и что 18 – это уже сильно грубо. И, вероятно, мало кто задумывается о том, что чем тоньше шерсть, тем больше ее проникающая способность. А значит, тем сильнее она съедает ткань и крепче вваливается в разложенный сверху декор. Я не говорю, что надо брать на платья грубую шерсть. Я лишь указываю на важный пункт в создании фактуры. Вы можете взять меринос 16 микрон и 40 метров шелка - и получить очень фактурное и безумно дорогое платье. А можете взять меринос 18 микрон и 20 метров шелка и свалять очень фактурное, но гораздо менее затратное платье. И поверьте, толщиной и пластичностью эти вещи могут совсем не различаться, но тут скорее дело в ваших руках, чем в шерсти и шелке. Как я уже писала выше, 16-ти микронка зацепит все, что сможет ухватить и фактура создастся за счет той ткани, которая не попала в ее коварные сети. А вот 18-ти микронная шерсть не сможет проникнуть так глубоко в складки шелка и фактура здесь образуется за счет пустот (места, где шерсть свалялась, при этом, не ухватив шелк).

Разбор полётов: Фактура

Во-вторых технология валяния. Если вы будете валять изделие в рулоне или нежно притирать руками с изнанки и ПОСТОЯННО контролировать складочки (поднимать их, не давая приваляться) – у вас получится качественно свалянное, равномерное полотно с красивой фактурой.

Если вы, немного притерев изделие, начнете его бросать, месить и поливать кипятком, вы так же получите фактуру (а вы как думали? конечно, получите). Но эта фактура будет создана за счет того, что ткань и шерсть сразу расслоятся во многих местах, шерсть сваляется сама по себе, а ткань останется сверху пузырьками, привалявшись лишь точечно. Это может быть очень красиво, но есть большой риск получить рыхлое неравномерное полотно, которое быстро придет в негодность. И кстати, вам может казаться, что вещь сваляна очень качественно, но буквально через неделю носки она начнет пушиться, закатываться, и совсем потеряет вид.

И да, последним абзацем я описала вам крайности. Если вы чувствуете войлок и знаете на каком этапе уже можно немного пожмакать изделие и при этом получить качественный войлок, что ж, вы уже все и без меня постигли и возможно, зря прочитали эту статью. Все-таки я больше пишу для тех, кто пытается разобраться во всем и чуть-чуть не может ухватить суть. Как ниточка в клубочке у Иванушки, пойдешь за ней и до всего сам дойдешь, главное взять направление.

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться при помощи следующих социальных сетей и сервисов:

               


Защитный код
Обновить

Мастер-классы

меню

Мы в соцсетях и группах

 Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах

 Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах Мы в соцсетях и группах

halloween
Go to top

© 2010-2015 Мастера Рукоделия

Копирование без письменного разрешения администрации сайта ЗАПРЕЩЕНО. Создание и продвижение сайта: Лысенко И.П.